Силуэт
В графике особой выразительностью обладают не только штрихи и линии, но и другие изобразительные средства, например, пятно. Одной из разновидностей пятновой графики является силуэт, когда изображение дается на фоне сплошным плоским пятном с характерным, выразительным контуром либо чёрным на светлом фоне, либо белым – на тёмном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. В технике силуэт обычно выполняются профильные портреты и несложные композиции.
Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами, а затем наклеивать на бумагу контрастного цвета. Контраст чёрного и белого даёт возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем. Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.
Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в самой форме пятна (как изображено). Даже если в пятнах нет знакомых очертаний, то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями. Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное.
Из основных форм пятна можно выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:
- Квадрат и прямоугольник – это законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
- Круг – это замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».
- Треугольник – самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
- Форма «амёбы» – её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне: от романтичности, меланхолии до пессимизма.
Букет полевых цветов в технике «силуэт»
Сколько прелести и очарования в скромных полевых цветах! Каждая травинка неповторимо индивидуальна. Она имеет свой, только ей присущий рисунок, силуэт. Бывают листья с одной пластинкой (папоротник, мать-и-мачеха), с тремя (клевер, фиалка, земляника), сильно изрезанные по краям (папоротник, одуванчик, полынь, цикорий, чистотел) и т. д. Постараемся в наш букет привнести разнообразие живой природы!
На эскизе задайте плоскость в перспективе, то есть поверхность стола, и наметьте общие очертания вазы и букета.
По контуру букета прорисуйте подробные очертания растений. В центре букета можно наметить несколько крупных очертаний цветов или листьев.
Теперь замойте фон акварелью (исключая область букета и вазы). Можно по-сырому сделать вкрапления другого цвета. Также закрасьте акварелью цветы в центре вазы и подсушите работу (фото 1).
Тушью чёрного цвета закрасьте силуэт букета и вазы, прорисовывая детали по краям: резные листья, травинки, зонтичные соцветия, завитки – всё, что делает букет узнаваемым (фото 2).
Внутри силуэта дополните работу узорами, выполненными гелевой ручкой серебряного цвета: стебельки, прожилки на листьях и другие детали.
Однако кроме локального черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Такой вид графики называется «гризайль».
Гризайль
Гризайль (от франц. gris, серый) – это живопись, выполненная в одном цвете с использованием только шкалы («растяжки») его тонов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Игра света и тени, объём предметов здесь достигается с помощью полутонов или сочетания с белым цветом.
Назад в раздел: техники рисования