Классные поделки
Урок ковроткачества №2.
Поделиться:

 

      Ковроткацкий станок, материалы для ткачества, инструменты для                                                ткачества. 
 
Ручной ковер.
 
 
   Приёмы ручного ткачества так просты, что доступны любому, кто заинтересуется этим видом рукоделия, и могут осуществляться с помощью самых примитивных устройств. Достаточно одной рамки с натянутыми нитями основы и некоторых приспособлений.  
 
   Для работы нужно иметь: ковроткацкий станок (деревянную раму), нити для основы и утка, пряжу для выполнения самого ковра, прибивалку, крючок, челнок, острые ножницы, эскиз – цветной рисунок, расчерченный на клеточки.
Ковроткацкий станок простейшего типа (рис.1) состоит из двух вертикальных стоек-боковин и двух перекладин-валов, служащих для натяжения основы.  Но если изготовление такого станка вызывает затруднения, то можно воспользоваться и более простым вариантом, так называемой портретной, рамкой для ручного ковроткачества (рис. 2). Она долна быть изготовлена из твёрдого дерева, гарантирующего устранение перекосов. Рамка по сравнению со станком очень удобна тем, что является лёгкой и переносной. При работе её можно ставить на стул и по мере наработки ковра опускать всё ниже и, в конце концов, на пол.
   Размер станка или рамки зависит от предполагаемых размеров ковра и должен быть больше на 15 см по ширине и 30-40 см по высоте. Самые подходящие размеры: высота – 120 см, ширина – 90 см. Такую рамку можно использовать в течение длительного времени.
 
Эскиз ковроткацкого станка.
 
                                      Материалы для ткачества. 
 
   Нить для основы желательно иметь льняную, хорошо крученую и гладкую. Можно использовать толстые хлопчатобумажные катушечные нитки, пеньковую верёвку или рыболовную кордовую нить. Эти же нити могут применяться и для утка, хотя можно брать любые другие нити примерно той же толщины и даже менее прочные.
   В качестве пряжи для ковроткачества лучше всего подойдёт толстая ковровая нить, но можно ткать и обычной шерстяной или синтетической пряжей. Для этой цели даже можно распустить яркую пальтовую ткань, старые платья и свитер. Пойдут в дело и остатки пряжи от вязания. Главное, чтобы был набор пряжи разных цветов и оттенков, тогда и ковровое панно получиться красивым. Нити могут иметь разную фактуру, но обязательно должны быть одинаковой толщины.
 
                                                  Инструменты. 
 
   Прибивалка (рис. 3) предназначена для прибивания прокладываемой уточной нити. Зубья 
прибивалки изготовлены из металлических пластин  с закруглёнными краями. Рукоятка 
прибивалки может быть как металлической, так и деревянной.
 
   Специальный крючок (рис. 4) с удобной ручкой и обыкновенным стальным лезвием, которое по мере затупления легко заменяется. Крючок нетрудно изготовить по эскизу, но при необходимости можно обойтись и без него.
 
   Для того чтобы без затруднений прокладывать уточную нить, её нужно намотать на челнок (рис. 5), который можно вырезать из пластмассовой линейки или жести, а также 
приспособить специальное рыболовное «мотовильце». Наиболее удобная длина челнока – 15-20 см.
 
Для подравнивания высоты ворса ковра необходимо иметь острые ножницы.
 
Инструменты для ковроткачества.
 
                                                           Эскиз. 
 
   Эскиз или технический рисунок ковра сначала лучше всего брать небольшим, несложным в цветном исполнении в виде квадратиков, полосочек и т. д. Постепенно, приобретая опыт, 
эскиз можно усложнить. Подобранный эскиз необходимо расчертить на клеточки одинакового размера.  Идеальными эскизами для выполнения декоративных ковриков служат готовые схемы для вышивки крестом. 
 
   Каждая клеточка рисунка, закрашенная тем или иным цветом, соответствует одному узелку в ткани ковра, а на каждый узелок нужны две нити основы. Следовательно, легко подсчитать, сколько нитей основы необходимо иметь на раме для будущего ковра. Например, если по горизонтали в эскизе 60 клеточек, значит, на рамку следует натянуть 60х2=120 нитей, плюс с левой и правой стороны по 2 нити кромки, которые в процессе работы создают прочные края ковра и в готовом виде не позволяют ему заворачиваться и скручиваться. Итак, простым арифметическим подсчётом получаем 124 нити (120+2+2=124).
 
                          Подготовка рамки и основы к ткачеству.
 
   Имея под рукой все необходимые приспособления, можно приступить к заправке рамки основой (натяжению нитей основы на гвоздики).  
   Для равномерного распределения нитей основы на верхней и нижней перекладинах необходимо сделать метки-деления карандашом через каждые 0,5 см, отступив около 10 см от левой боковины рамки. Для удобства разметку можно сделать на 2-х параллельных линиях. 
   Количество меток соответствует количеству клеточек эскиза по горизонтали плюс 2 
кромочных. 
   По выполненной разметке с помощью молотка и плоскогубцев набить ряд гвоздей (зажать гвоздь в плоскогубцах, установить под углом 90° к основанию и молотком забить в раму, пока шляпка не коснётся плоскогубцев). Набитые гвозди должны выступать над основанием на 5-10 мм. 
   Когда все гвозди набиты, следует натянуть нить основы. Для основы взять гладкую, прочную хлопчатобумажную нить, чтобы при работе не было обрыва.  Нить завязать прочным узлом на крайнем левом гвозде верхней рейки и протянуть к крайнему левому гвоздю нижней рейки. 
   Обвить гвоздь справа налево и протянуть нить через первый верхний гвоздь дальше ко 
второму по порядку гвоздю на верхней рейке (рис. 6). Затем протянуть нить на второй 
гвоздь на нижней рейке, обвить аналогично первому и перейти  к 3-му гвоздю на верхней 
рейке. Натянуть нити основы на остальные гвоздики в той же последовательности. В конце 
привязать нить за крайний гвоздь на верхней рейке. На каждом гвоздике получится одна 
пара нитей основы. Необходимо следить за тем, чтобы нить располагалась с одной и той же 
стороны гвоздей. Если не соблюдать это условие, основа будет распределяться 
неравномерно, и в готовом изделии неизбежны дефекты.
 
   Натяжению нити основы надо уделить особое внимание. Оно должно быть равномерным и 
умеренным. При неравномерном натяжении возможны перекосы, неодинаковая плотность ковра. При слабом натяжении ковёр может получиться вялым, с деформированными кромками. При слишком сильном натяжении ковёр будет суживаться кверху. 
 
Эскиз рамки и основы.
 
   Теперь нити основы необходимо распределить на чётные и нечётные, проложив между ними плоскую планку шириной примерно 5 см (рис. 7). Она должна быть на 6-8 см длиннее ширины заправленной основы. Каждая нечётная нить, то есть 1, 3, 5, 7, 9 и т.д., должна 
находиться перед планкой, а каждая чётная – за планкой.
   Для надёжного закрепления каждого ряда привязанных узелков на ковре необходимо 
проложить уточные нити, для чего нужно менять положение чётных и нечётных нитей, то есть менять зев. 
   Для смены зева необходимо сделать ремизки: прочные нити (хлопчатобумажные, шёлковые, капроновые) нарезать на равные отрезки длиной не менее 30 см. Затем каждую чётную нить основы под планкой нужно обхватить отдельным отрезком нити, концы которой нужно вывести вперёд между нечётными нитями и связать (рис. 7). Концы каждых десяти отрезков нужно собрать в пучок и связать узлом. При оттягивании пучка на себя меняется зев.
   Кроме того, для равномерного распределения нитей основы на пары необходимо сделать 
уравнительную планку-цепочку (рис. 8). Она поможет удержать нужную ширину основы и лучше закрепит концевую часть ковра.
   Для этого к правой боковине необходимо привязать такую же нить, что взяли для основы, длиной в 4 раза больше ширины ковра. Свободный конец нити проложить позади нитей основы и придерживать, слегка натягивая её левой рукой. Указательным и большим пальцами правой руки вывести нить на себя между первой парой нитей основы, вытянуть на себя настолько, чтобы в неё можно было продвинуть указательный и большой пальцы правой руки. Этими же пальцами (с надетой на них петлёй) захватить нить плетёнки через следующую пару нитей основы. Протянуть нить плетёнки пальцами в надетую на них петлю, которую слегка затянуть, а новая петля будет служить для образования следующей. Набор таких петель по всей ширине основы ковра составит цепочку, конец которой нужно закрепить (завязать) на левой боковине рамки. Таких плетёнок-цепочек нужно сделать две – у нижней и верхней перекладины. Цепочки не должны стягивать нити основы. 
   Заправив рамку основой, плетёнками, ремизками, придав нужное натяжение основе, можно приступать к ткачеству.
 
Эскиз рамки и основы.
 

 

Опубликовано по мотивам журнала "КСЮША. Умелые ручки"

 

Просмотров: 4120